ИСТОРИЯ СБОРНОЙ ИТАЛИИ
Футбол в современном понимании в Италии впервые был оформлен в Генуе. В 1983 г. здесь англичанами был основан первый футбольный клуб "Дженоа Крикет Атлетик Клуб". Через пять лет была создана и Итальянская федерация футбола, состоялся первый розыгрыш национального чемпионата, где победил старейший клуб. Чаще других отличался "Ювентус" из Турина - 27 раз, остальные значительно отстали по этому показателю. Национальный кубок впервые был разыгран в 1922 г., а во второй раз - в 1936 г., но традиционным он стал только с 1958 г. Чаще других в этом турнире отличались туринский "Ювентус" (9 раз) и римская "Рома" (7 раз). Членство в ФИФА состоялось в 1905 г. Более того, в 1908 г. футбол был признан олимпийским видом спорта, а организовать это мероприятие было доверено Италии, но она неожиданно отказалась. Дебют в официальном турнире пришелся лишь на 1912 г. на очередные Олимпийские игры.
Уступив в первом же матче в дополнительное время финнам (2:3), сборная Италии удостоилась права сыграть лишь в утешительном турнире, где сходу проиграла австрийцам, как говорится без вариантов (1:5). Правда сборная Италии на лучший результат вряд ли могла рассчитывать, так как футбол на заре XX века в этой стране пребывал в младенческом возрасте, международные контакты были ограничены.
Но уже в 1914 г. итальянцами были одержаны две победы и два матча закончились в ничью. Причем пропущенным оказался лишь один гол, что выглядит несколько странно, так как матчи тех времен отличались повышенной результативностью. Итальянские хроники отмечают уверенную игру в тех матчах Ренцо де Веки - лучшего защитника в предвоенном (имеется ввиду I мировая война) футболе.
В 1915 году Италия уже считалась лидером Европейского футбола, но позднее ее результаты несколько ухудшились и на заглавные роли вышли уже другие страны.
В 1920 году в Антверпене состоялись Олимпийские игры, на которые итальянская сборная рассчитывала особо. Во-первых, не хотелось и второй блин испечь комом; во-вторых, почувствовав радость побед и лидерства хотелось испытать себя на серьезных соревнованиях; в-третьих, на Олимпиаду допускались только спортсмены-любители, которые своих лучших представителей уже отдали профессиональному спорту. Италия же в те годы полностью стояла на любительских рельсах. После победы над Египтом (2:1) последовали поражения от французов (1:3), вновь виктория над Норвегией (2:1) и опять поражение - от Испании (0:2). В этом матче был удален вратарь испанцев, да непростой вратарь, а Рикардо Замора - один из лучших стражей ворот всех времен и народов, голкипер - легенда. Это удаление так и осталось единственным в его карьере. Несмотря на такую фору, итальянцы проиграли 0:2.
Дуэль Испания - Италия была продолжена 4 года спустя на следующей Олимпиаде. В этот раз игру под контролем держали футболисты с аппенинского полуострова, все усилия которых сводил на нет вратарь Р.Замора матч уверенно двигался в ничейную гавань, но в самом конце поединка блестящую реакцию на удар в упор продемонстрировал голкипер испанцев. Отбитый им мяч попал в подставленную ногу и затрепетал в сетке ворот - автогол. Между тем прозвучал и финальный свисток. Победа над Люксембургом (2:0) и проигрыш швейцарцам (1:2) - вот и весь урожай парижской Олимпиады-1924. Возвращаясь к взаимоотношениям итало-испанской пары, то их противостояние продолжилось и в 1928 году благодаря слепому жребию на третьей Олимпиаде подряд уже под предводительством Аугусто Рангоне.
По закону жанра в этот раз была зафиксирована ничья 1:1. Повторный матч принес суперкрупную победу Италии - 7:1. Поражение в полуфинале от Уругвая (2:3) поставило сборную Италии перед необходимостью бороться только за третье место. Эта задача с блеском была выполнена. 11:3 над Египтом и бронзовые медали в кармане. С этого времени итальянский футбол начал закреплять вредные привычки - привлекать зарубежных футболистов в свои ряды. Впрочем, кто платит, тот и музыку заказывает. Старт в этом направлении был сделан после амстердамской Олимпиады 1928 года, когда бронзовый призер переманил в свои ряды лучших представителей серебряной команды - аргентинцев Луизито Монти, Энрике Гуаита и Раймундо Орси.
Футбол потихонечку вырастал из олимпийских штанишек. Лучшие силы были сосредоточены в профессиональном спорте и назревавшая долгое время идея проведения чемпионата мира приобрела реальные черты. Среди претендентов на проведение форума значилась и Италия, но как и в случае 1908 года, она сняла свою кандидатуру и не отправила команду на соревнования в другую страну - Уругвай.
В это время сборная Италии стремительно прогрессировала, укрепляя свой состав и совершенствую командную игру. Когда в 132 году главным тренром сборной назначили Витторио Поццо, в команде были только два игрока международного класса - нападающие Джованни Феррари и Джузеппе Меацца. Прирожденный диктатор, наделенный великим талантом видеть скрытый потенциал футболистов, Витторио Поццо волевым решением изменил их игровое амплуа. В течение нескольких лет он методично и хладнокровно наигрывал их на позициях инсайд-форвардов, терпеливо создавая лучшую в мире связку середины поля.
Для ликвидации возникших в результате переквалификации Феррари и Меацца пробелов в линии атаки Витторио Поццо использовал беспрецедентный по тем временам прием. Его внимание привлекли три быстрых, техничных, обладающих сильным поставленным ударом футболиста, игравшие в составе сборной Аргентины: Луизито Монти, Энрике Гуаита и Раймундо Орси. Воспользовавшись поддержкой вице-президента ФИФА итальянца Дж. Мауро, а главное бедственным положением игроков, выступавших в национальном первенстве Аргентины, Витторио Поццо добился того, что названная тройка нападающих была вначале перекуплена итальянскими клубами, а затем получила итальянское гражданство. Последний шаг, открывший Монти, Орси и Гуаите дорогу в сборную Италии, оказался самым простым. Все трое были итальянцами по происхождению. Заключительным штрихом к портрету итальянской сборной 1934 года стало приглашение в команду Луиджи Аллеманди и Эральдо Монцельо - великих защитников своего времени. Причем в отношении Аллеманди Витторио Поццо вновь проявил себя как профессионал, для которого интересы дела превыше всего. В конце 20-х гг. Аллеманди был дисквалифицирован за участие в договорных матчах. Однако Витторио Поццо смог добиться для Аллеманди разрешения играть за сборную.
Сформировав костяк команды, тренер занялся разработкой нового рисунка игры. Витторио Поццо стал первым тренером, который увидел перспективы использования инсайд-форвардов не только в организации атак, но и в оборонительных действиях. Нечеловеческая выносливость Меацца и Феррари позволила тренеру поставить перед ними обе эти задачи. При этом Поццо несколько изменил расстановку игроков на поле. Меацца и Феррари должны были располагаться не под нападающими, а отходить к своим воротам и активно противодействовать форвардам соперника на подступах к штрафной. В результате в обороне у сборной Италии образовалось как бы два эшелона защиты, что по замыслу тренера позволило бы полностью лишить соперников возможности эффективно использовать длинные передачи и быстро проходить середину за счет короткого и среднего паса. В противодействии индивидуально сильным форвардам соперника Витторио Поццо полагался на жесткость и мастерство Аллеманди и Монцельо. При отборе мяча игрокам обороны ставилась задача немедленно находить Меацца и Феррари, которые в свою очередь должны были за счет длинных выверенных передач выводить на ударные позиции нападающих.
Но как показала практика, впервые построенная система игры от обороны на контратаках, была еще далека от совершенства. Во встречах со слабыми противниками итальянцы легко побеждали, но с соперниками того же класса команде приходилось, мягко говоря, нелегко.
источник :Italy